Мораторий на экологический контроль в 2022 году – расслабляться ли природопользователям?

В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № 336, которым были установлены особые условия проведения экологических проверокОграничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях

Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали в 2020 годуво время пандемииони были распространены на 2021 годНо действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесу «выдохнуть» хотя бы в части административного воздействияПредлагаю посмотретькакие послабления были введены постановлением на 2022 года затем поговорить о данных статистики за 2020 и 2021 годы и сделать свои выводы.

Условия экологического контроля в 2022 году можно свести к шести ключевым пунктам:

1. В 2022 году по общему правилу плановые проверки не проводятсяНо есть исключениядля некоторых видов контроля (надзора), сопряженных с экологическим

Плановые проверки проводятся в рамках

– санитарно-эпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабжения (ппа п. 2)

– федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектов 2 класса опасности.

Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споровНапримерфакты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вредапричиненного окружающей среде.

Это создает определенные риски для природопользователейсоответственноадминистративное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятийНо здесь важно отметитьчто у контрольного органа (КНОесть право заменить проверку на профилактический визитот которого контролируемое лицо не вправе отказатьсяНасколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью  покажет время.

 

2. Основания для внеплановых проверок строго ограничены

Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой

(1) проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью гражданего причиненияугрозы возникновения ЧС природного /техногенного характераугрозы обороны страны и безопасности государствапричинения им вреда

(2) при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектах 1 и 2 класса опасностина гидротехнических сооружениях 1 и 2 класса опасности или индикаторов рискавлекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в пп. 1 ценностям

(3) при проверке исполнения предписания об устранении нарушений (после истечения срока), создающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностямпри этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнение /неисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа

 

Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратуройСреди них КНМпроводимые по таким основаниям:

(1) по поручению Президента РФ

(2) по поручению председателя Правительства РФ

(3) по поручению ЗамПредседателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ

(4) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законасоблюдением прав и свобод человека и гражданина

(5) при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания 

Все эти основания оставляют широкое поле для маневраФактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслям/группам предприятийесли это будет соответствовать государственной политикеПоэтому риск тогочто предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействиемв 2022 году сохраняется  предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку.

 

3. КНМзапланированные на дату после вступления в силу постановленияи не подпадающие под ограниченияподлежат отмене КНО единым решением в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления (п. 5 постановления). Аналогичная ситуация с не завершенными КНМ  они подлежат прекращению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления.

 

4. При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае   если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушенийкоторые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровьювозникновения ЧС природного/техногенного характераущерба обороне страны и безопасности государства.

 

5. Срок исполнения предписанийвыданных до вступления в силу постановленияпродлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лица (п.8 постановления).

 

6. В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности  если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требованийкоторые являются предметом государственного контроляпри этом признаки состава были выявлены в рамках КНМНельзя применить только временный запрет деятельности (п. 9 постановления).  

 

Что касается мерпринимаемых прямо сейчас (прекращение незавершенных КНМотмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний этоконечносущественное послабление для бизнеса в настоящий моментИ этой возможностью необходимо пользоватьсяв том числе и максимально продлить срок исполнения предписанияВ то же время мы видимчто «безнаказанным» предприятие не останетсяесли выявлены факты нарушений  и предписание будет вынесенонесмотря на ограниченияи к административной ответственности лицо привлекут.

 Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течение 2022 года  вопросТакнапримерпо поручению Виктории Абрамченконесмотря на мораторийв 2020 году были проверены почти 300 недропользователейИсследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечаютчто в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самых «возможностей для маневра», о которых я говорила вышеМораторий на проверки не носил абсолютного характера ни в 2020, ни в 2021 году: «Ограничения контрольно-надзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательствавключая установленныи? моратории? на проверкине носят абсолютного характераболее 25% всех планово проверенных организации? и свыше 50% всех внепланово проверенных организации? в 2020 гбыли малыми и средними предприятиями». Подробнее смКучаков РК., Кузнецова ДА., Скугаревскии? Д.АКонтроль и надзор в 2020 гЖизнь без проверок в период пандемиианалитическии? отчет

И хотя в 2020 гчисло проверок значительно снизилось  в 3,5 раза по сравнению с 2019 г несмотря на точто мораторий был распространен на 2021 г., в 2021 количество проверок увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2020 г.  (Подробнее смКучаков Р.К., Скугаревский Д.АКонтроль и надзор в 2021 гВозврат к норме или новая парадигма?: аналитический отчет). В 2020 году количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению к 2019 году уменьшилось незначительно (всего на 2.7% по сравнению с другими ведомствами  Ростехнадзор на 11,9%, Роспотребнадзор на 52,6% и т.д.). Аналогичная статистика и по внеплановым проверкам: –  на 5,7 %, в то время как Ростехнадзор  на 27,7%, Роструд   на 48,1% и т.д).

На основе этих данныхя предполагаючто в 2022 годудаже в условиях кризисапроверочная деятельность не будет полностью замороженахотя поддержка бизнесу уже оказанаОперативные меры приняты сейчасна время острого шокано это состояние будет постепенно развеиватьсяНа значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывалаучитывая статистические данные по 2020 и 2021 годамПоэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятия (перестроить внутренние процессыпровести качественный аудит и т.д.).

Назад